Современное состояние гомеопатии. На сегодняшнем заседании 14.02.14г. ВСПМ рассмотрел вопросы о возможности использования гомеопатии. Темой доклада была «История развития и современное состояние гомеопатии. Отношение традиционной медицины к использованию гомеопатии. Взгляд православной церкви на гомеопатический метод лечения» , докладчик- Сингаєвский С. В. Учитывая опыт гомеопатической практики многими священниками и даже святыми: прп. Феофан Затворник, прп. Игнатий Брянчанинов, свящмуч. Серафим Чичагов, Церковь благосклонно относится к гомеопатическому лечению. Однако, не должно быть противопоставления методам официальной медицины, гомеопатия занимает совершенно небольшой процент больных, в основном, страдающих хроническими заболеваниями на стадии, не представляющей угрозы для жизни. Что же такое гомеопатия? Некоторые считают ее народной или восточной медициной. Другие причисляют гомеопатию к фитотерапии или пищевым добавкам. Третьи ошибочно ставят ее в один ряд с экстрасенсорикой и психотерапией. Все это не так. Гомеопа́тия (от греч. ὅμοιος — подобный и πάθος — болезнь) — вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов, которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по псевдонаучному принципу «подобное подобным» (лат. similia similibus curantur) противопоставляется гомеопатами принципам аллопатии, на которых основана рациональная фармакотерапия. Основоположник и автор термина — немецкий врач Христиан Фридрих Самуэл Ганеман. Лечение гомеопатией базируется на 3 важнейших принципах : 1- принцип подобия (подобное лечится подобным), сформулирован немецким ученым, основателем гомеопатии Самуэлем Ганнеманом в 1790 году. 2- принцип малых доз. 3- динамизация (встряхивания). В XIX веке ученик Ганемана Константин Геринг, обобщив изложенные в трудах учителя закономерности и, возможно, собственные наблюдения, сформулировал критерии, на основании которых, как считают гомеопаты, с высокой достоверностью можно судить о правильности лечебных мероприятий. В гомеопатической литературе они стали известны как принципы (или законы) Геринга. Согласно этим принципам в процессе выздоровления патологические очаги болезни и соответствующая им симптоматика должны смещаться: 1. от жизненно более важных органов и систем к менее важным; 2. от более глубоких органов к более поверхностно расположенным; 3. от верхних частей человеческого тела к нижним; 4. от более свежих к более старым (принцип «обратного кино»). Большенство гомеопатов не воспринимают возможность промышленного производства гомеопатических препаратов. Преимущество отдают классическому подходу с использованием монопрепаратов , изготовленных самостоятельно или в гомео-патической аптеке по рецепту врача. Какое же отношение аллопатов к применению в клинической практике гомеопатии? И здесь тоже не однозначный ответ. Современным средством для проверки всех утверждений ортодоксальной и классической, народной и нетрадиционной медицины является доказательная медицина. К сожалению, большое число существующих клинических испытаний по гомеопатическим препаратам проводятся не в соответствии с международными стандартами доказательной медицины. При этом чем менее доказательны исследования, тем выше вероятность подтверждения эффективности гомеопатического средства и наоборот — чем выверенней испытание, тем менее вероятно, что эффект превзойдет плацебо. Тем не менее , многие врачи используют в качестве дополнительной терапии гомеопатические препараты. Взгляд православной церкви на гомеопатический метод лечения Коротко об гомеопатии им ее применение в церковной среде рассказывает статья Ксении Михайловой Гомеопатия и церковь – союзники или враги? Ксения Михайлова (Богословская) Множество копий ломается в наши дни вокруг того, является ли гомеопатия приемлемой для православных или она остается за рамками допустимого для воцерковленного прихожанина, поскольку использует эзотерические методики. Как относилась русская православная церковь к гомеопатии в прошлом и как складывалась история отношений гомеопатии и церкви в тогдашней России ? Интерес российского духовенства к гомеопатии зародился и начал развиваться во второй половине XIX столетия, когда в подавляющем большинстве деревень не было ни врачей, ни фельдшеров, а сельские священники являлись единственными представителями интеллигенции, к которым простой народ обращался за медицинской помощью. Опыт отдельных гомеопатов, работавших в 1830-1850 гг. в самых отдаленных провинциях, не остался незамеченным провинциальными священниками, а успех гомеопатического лечения холерной эпидемии 1830 г. и другие достижения тех времен вызвали живейший интерес к гомеопатии, после которого и начало развиваться сотрудничество духовенства с врачами-гомеопатами. После реформ 1860-х годов и введения земства гомеопатия начала активно распространяться в российской провинции и получила признание провинциальной интеллигенции. Сторонники гомеопатии активно поощряли любителей к тому, чтобы они оказывали крестьянам медицинскую помощь с помощью гомеопатических лекарств как менее вредных, более дешевых и менее опасных в руках непрофессионалов, а такими любителями в провинции чаще всего были именно священники. В статье «Гомеопатия в провинции» опубликованной в одном из известных изданий 1970-х годов, автор утверждает, что может насчитать сотни священников в Уфимской, Оренбургской и Вятской губернии, успешно оказывающих помощь крестьянам с помощью гомеопатических лечебников. Даже если утверждение автора несколько преувеличено, масштаб его преувеличения говорит сам за себя. В Белевском уезде Тульской губернии земство в 1869 г. ассигновало 150 руб. в год – ощутимую по тем временам сумму – на развитие гомеопатии, передав эти деньги в распоряжение местного духовенства. Девятнадцать священников в этом уезде практиковали гомеопатию, и земство осталось чрезвычайно довольно как результатами их практики, так и дешевизной лечения, поэтому продолжало поддерживать гомеопатию в уезде в течение 25 лет, а сельские батюшки продолжали помогать неимущим с помощью гомеопатических лекарств. В 1880 гг. профессиональные издания очень часто публиковали наблюдения священников, приобретших к тому времени немалый опыт в лечении гомеопатией и постепенно привлекших внимание иерархов церкви к своей деятельности. В этот период архиереи входили в состав гомеопатических обществ, а один из них – епископ Семипалатинский Киприан – даже возглавлял местное общество гомеопатов. Точное число православных священников, работавших гомеопатами в то время, сейчас трудно установить, но зная, что только из трех аптек получали лекарства 1172 священника, можно предположить, что количество практиковавших гомеопатию священнослужителей исчислялось по меньшей мере несколькими тысячами. Феофан Затворник, сам практиковавший гомеопатию и лечившийся ею, писал в 1893 г.: «Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное оказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть». Гомеопатом был и святитель Игнатий Брянчанинов, в жизнеописании которого говорится: «С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя». Одним из самых горячих сторонников гомеопатии конца XIX в. был св. Иоанн Кронштадский, много выступавший в печати в поддержку гомеопатического метода. Св. Иоанн Кронштадский в течение шестнадцати лет состоял состоял почетным членом гомеопатического общества Санкт- Петербурга, делал ежегодные пожертвования на развитие гомеопатии в размере 100-120 руб. и открывал молебнами мероприятия и учреждения общества. «Ваше учреждение или Ваш метод лечения болезней имеет своим девизом пословицу древних мудрецов-гомеопатов: similia similibus curantur — метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к уврачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным», — сказал св. Иоанн Кронштадский в 1892 г., обосновав духовные основы православной гомеопатии в своей речи по случаю освящения новой аптеки и лечебницы C.-Петербургского Общества Врачей Гомеопатов. По благословению св. Иоанна Кронштадтского гомеопатию практиковал и Л. М. Чичагов, в монашестве священномученик Серафим, вылечивший множество пациентов, от которых отказались врачи. В своей книге «Что служит основанием каждой науки» он писал: «Господь дал человеку растения для здоровой жизни. Из них и надо получить лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной целебной силы. При высоком профессиональном и моральном уровне гомеопату позволено подобрать по принципу подобия лекарство из созданного Творцом источника (например, растения) для Богом же созданного человека». Л. М. Чичагов написал двухтомный труд об истории гомеопатии «Медицинские беседы», опубликованный в 1891 г., забытый на многие годы и переизданный только в 2003 г. его внучкой игуменьей Серафимой. В основе теории Чичагова лежит уверенность в том, что причиной болезни являются страсти, а задача врача – найти корни заболевания. Кроме сотен и тысяч безвестных деревенских священников, множество лет лечивших гомеопатией нищее крестьянство в глуши, где не было профессиональных врачей, кроме Феофана Затворника и Иоанна Кронштадского гомеопатию поддерживали и чудотворец Серафим Вырицкий, и митрополит Антоний Сурожский, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И все-таки, несмотря на столь длительную историю сотрудничества гомеопатии и церкви в России, горькие слова митрополита Серафима (Чичагова) оставались и до сих пор остаются актуальными для каждого православного врача-гомеопата: «Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые не мыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остается одно: молчать, терпеть и выслушивать нарекания. Без помощи Божьей человек не вынесет таких испытаний…». (История взаимоотношений гомеопатии и церкви в России подробно описана в диссертации д-ра А. Котока.) http://xenia—mikhailov.com/homeopathiya_i_cerkov_sojuzniki%20_li_vragi.html