В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей — таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни.
Митрополиту Серафиму было почти 82 года, когда в 1937 году 11 декабря, то есть три четверти века назад, он принял мученическую кончину. Как указано в выписке из протокола заседания «тройки» при Управлении НКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года: «Чичагов Леонид Михайлович, он же — митрополит Серафим, 1856 г. р. уроженец г. Ленинграда, бывший полковник царской армии, судим за контрреволюционную деятельность, без определённых занятий, обвиняется в контрреволюционной монархической агитации. Постановили: расстрелять»…
Немощный телом, но не сломленный духом — таким предстаёт перед нами Владыка Серафим в эти скорбные дни. Дух его укрепляла истинная глубокая вера в Спасителя, не ослабевавшая и в самые суровые, тяжёлые периоды его жизни. Вера в Христа – вот корень и ствол незаурядной личности Леонида Михайловича Чичагова. Служению Русской Православной Церкви посвятил он свою жизнь. Вера питала и укрепляла его во всех делах. Военную службу в молодые годы он воспринимал как исполнение своего христианского долга. Данные ему свыше литературные, поэтические, музыкальные, художественные дарования, как ветви от ствола веры, радовали плодами духовного содержания. Он считал, что религия должна быть основанием каждой науки. Религиозные чувства – любовь и сострадание к людям – легли в основу его лечебной системы.
Фундаментальный труд почти в полторы тысячи страниц «Медицинские беседы» был издан в 1891 году I том и в 1895 году II том. «Краткое изложение «Медицинских бесед» — в 1892 году.
Но что мы имеем сейчас, его, так званная последовательница, Кравченко Ксения Павловна, под прикрытием его трудов, внедряет свою личную систему. Надо признать, что ничего общего с лечебной системой Л.М.Чичагова, Священномученика Серафима, в этих лекциях нет. Кроме того, автор лекций извращает биографические данные, жизненные ситуации Священномученика митрополита Серафима (Чичагова), нередко, чуть ли не панибратски, называя его просто Серафимом или Серафимом Чичаговым, проявляя этим непочтительное отношение. Со слов Кравченко, поводом для написания «Медицинских бесед» послужила смерть от рака жены Леонида Михайловича, что он после этого трагического события в жизни, «дети были уже взрослые», пошёл учиться в семинарию и параллельно в медицинский институт, «тогда это было можно». «Медицинские беседы» был издан в 1891 году I том , а его жена, матушка Наталья (о. Леонид с 1893 года стал священником) умерла в 1895 году в 35 лет от дифтерита, оставив 4-х детей, старшей было всего 15, а младшей – 9 лет. Семинарского образования у Леонида Михайловича не было. Не учился он и в медицинском институте, которого в те времена вообще не было, а был Московский университет и медицинский факультет в нём. Леонид Михайлович Чичагов – дворянин, аристократ – получил блестящее фундаментальное образование в Пажеском Его Императорского Величества корпусе. Будучи активным участником и историографом Русско-турецкой войны 1877-78 гг., он глубоко сочувствовал русским воинам – простым солдатам и офицерам, раненым на полях сражений. Чувство сострадания и желание помочь им, а также размышления о нравственном смысле страданий побудили Леонида Михайловича к самостоятельному изучению медицины. В результате родилась оригинальная система лечения, которую автор назвал своим именем – лечебная система Л. М. Чичагова, а не Серафима Чичагова, как утверждает Кравченко, он тогда ещё не был Серафимом. Это произойдёт только в 1898 году. Со времени создания лечебной системы до наших дней прошло 115 – 120 лет, но никак не 2 века, как говорит Кравченко. 200 лет назад не то что системы, самого Л. М. Чичагова не было.
Интересны измышления К. П. Кравченко о известном ещё со времён Асклепия (Древняя Греция, дохристианская эпоха) символе медицины – чаше, обвитой змеёй. Она заявляет, что этот символ появился в России после 1917 года, что чаша эта – евхаристическая Святая Чаша, вокруг которой извивается змей-искуситель… Хотя, для врачей, это символ мудрости, как, впрочем, и «змеи» на жезле Архиерея…
И ещё одно измышление. В конце своей лекции Ксения Павловна «вещает», что Митрополита Серафима «расстреляли не фашисты, не американцы, его преследовал и расстрелял НКВД именно за его систему лечения и оздоровления, противную немецкой современной и официальной медицине»… Что тут сказать? Заблуждение сторонников «метода Чичагова» состоит в том, что они забывают, что Церковь прославила Его не за медицинские беседы, а за святость жизни и мученическую кончину; к увлечению медициной в молодости этот факт не относится.
Какое кощунство, прикрываться именем Святого, чтобы пропагандировать свои, мягко говоря, сомнительные способы не лечения, конечно, а воздействия на людей. Ведь, следуя рекомендациям Ксении Павловны по поводу неумеренного приёма соли, йода, декариса (кстати, химического препарата), и ограничение питья можно серьёзно повредить своему здоровью. Мало того, она дерзает на духовное целительство: избавляет «от грехов», которые в виде… глистов выходят из организма человека после приёма декариса. Как доказательства, вместо документов и лекарств, банки с «грехами» хранятся в шкафу.
Если же говорить об медицинских трудах Л.М. Чичагова, то это записки 35-летнего на то время артиллериста, которые вообще не являющиеся научным трудом. Это набор цитат, общих рассуждений о медицине, не представляющих сегодня иной ценности, кроме исторической. Эти выписки из разных авторов, мысли самого Леонида Михайловича соответствуют уровню развития медицины середины 19 века и устарели уже к моменту издания, а многие идеи, там содержащиеся, были опровергнуты уже при жизни Чичагова, в начале 20 века. Т.е., Его лечебную систему сегодня применять невозможно, потому что она не содержит стройного объяснения действий врача, классификации болезней, рецептов. Она основана на ошибочных, ненаучных представлениях. Только на личном впечатлении автора методики и больного. Современные медицинские знания основаны совершенно на ином подходе и доказали свою эффективность, если смотреть на результаты лечения объективно.
Внучка священномученика, игуменья Серафима (Черная-Чичагова), которая была инициатором репринтного переиздания «Бесед» в 1999 году, в предисловии к нему написала: «Все это дает основание отнести «Медицинские беседы» к числу интересных историко-медицинских памятников конца 19 века… имеет практическое значение для таких отраслей медицинской науки как лекарствоведение и фармакология… Это издание является данью светлой памяти святому священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), от души послужившего Господу и людям». Т.е., внучка митрополита Серафима (Чичагова) подчеркнула ценность книги, как памятника медицины 19 века и не брала на себя смелость утверждать, что систему нужно использовать сейчас в качестве альтернативы академической медицине.
ВЫВОДЫ Винницкого союза православных медиков:
1. «Медицинские беседы» Л.М. Чичагова интересны для изучения медицины 19 века и развития спора между аллопатической и гомеопатической медициной.
2. Книга Ксении Кравченко «Оздоровление по системе священномученика Чичагова» является псевдонаучной и вредной для здоровья, только прикрывается священномучеником Серафимом (Чичаговым) и ее оздоровление не имеет отношения к медицинской системе Л. М. Чичагова.
3. Необходимо запретить распространение книг Ксении Кравченко по храмам, как опасных для здоровья людей и дискредитирующих Церковь перед медицинской общественностью.
4. Необходимо обратиться к Правящему Архиерею Винницкой Епархии об запрете этой книги в храмах Винницкой Епархии.
11.04. 2013 г. Винницкий союз православных медиков.